Отчёт о системе работы учителя истории и обществознания
МОУ «СОШ №23» г. Воркуты Республики Коми
Губайдуллиной Елены Винокентьевны
Я, Губайдуллина Елена Винокентьевна, закончила в 1986 году исторический факультет Сыктывкарского государственного университета, получив квалификацию «Историк, преподаватель истории и обществоведения». Начинала свою трудовую деятельность в Койгородской средней школе Республики Коми. Общий педагогический стаж по специальности составляет 26 лет, из них 23 года работаю в МОУ «СОШ №23» г.Воркуты.
Считаю, что история и обществознание являются одними из самых сложных и в то же время очень важных учебных дисциплин в современной школе.
За эти годы накопила определённый опыт в преподавании в среднем и старшем звене. Реализую государственные программы обучения.
Из всего многообразия задач считаю главными следующие:
— развитие интереса к истории и обществоведческим дисциплинам как учебным курсам;
— умение выделить главное, существенное в изучении темы и отдельного урока;
— рационально сочетать методы, приёмы и средства обучения;
— стимулировать познавательную деятельность учащихся, формировать приёмы; самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
— привитие учащимся информационно-коммуникативных умений и навыков;
— учитывать дифференцированный подход в обучении школьников, дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
— реализовать межпредметные и межкурсовые связи.
Современные подходы к организации исторического и обществоведческого образования направлены на развитие в учащихся качеств, необходимых для успешной социализации и самореализации. В современной системе российского образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности, то есть технологиям личностно-ориентированного обучения.
Активно применяю на своих уроках как традиционные формы , так и современные образовательные технологии. Это уроки- деловые игры, проблемные уроки, практические занятия, уроки творчества и другие. Последние годы работаю над технологией дискуссии как технологии личностно-ориентированного образования.
Почему я стала заниматься этой проблемой?
Мне хотелось усилить самостоятельную, творческо-поисковую деятельность обучающихся. Сегодня в условиях нового стиля жизни ясно, что простое накопление знаний мало что дает ученику. Ребенок, привыкший к готовым ответам и стандарту, вряд ли станет личностью. Качество образования в том и состоит – уметь применять знания в повседневной жизни.
Практическая значимость опыта позволяет использовать его в преподавании не только на уроках истории и обществознания, но и в рамках других учебных предметов и во внеурочной деятельности.
Новизна опыта заключается в адаптации системы метода дискуссий в условиях базовогопреподавания обществознания в старших классах.
Дискуссионные методы использую в системе, разработала тематический план дискуссий в 10-11 классах.
В своей практике применяю различные виды дискуссий.
Структурированная дискуссия «Глобальные проблемы современности», дискуссия о налоговой системе, модифицированные дебаты по теме: «Интернет: за и против».
Мною разработан и проводится диспут « Я- будущий избиратель»,дискуссия — «круглый стол» «ЕГЭ: за и против»
Таким образом, Вы видите, что темы, которые я выбираю для занятий, являются проблемными, актуальными, и интересными для старшеклассников.
Особо хочу подчеркнуть, что эта технология позволяет работать в сотрудничестве с педагогами школы, МО учителей естественных и общественных наук, школьным научным сообществом «ШАНС», Советом старшеклассников.
До 50% учебного времени отвожу на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Широко использую тестовые задания для объективного оценивания как текущей так и итоговой аттестации. Тесты составлены по всем темам истории и обществознания.
Использование различных методических приёмов позволяет мне добиваться позитивной динамики в обучении, об этом свидетельствуют данные уровня обученности за последние годы. Уровень обученности составляет 100%, качество знаний за 2009-2012 учебные годы от 50 до 100 %.
Мои обучающиеся выбирают историю и обществознание в качестве выпускных экзаменов и успешно их сдают. Успеваемость за последние годы составляет 100 %.
Отдельно мне хотелось бы остановиться на ЕГЭ. Многие негативно относятся к такому экзамену, а я считаю его очень важным и для выпускника, и для ВУЗа и для государства. Мною накоплен большой опыт подготовки к ЕГЭ. Это целая система деятельности и учеников и коллег и родителей. Результаты сдачи экзаменов таковы: средний балл за 6 лет средний балл по обществознанию- 64, по истории – 63. Это выше, чем средний балл по Воркуте, Республике Коми и России. В 2011 году Петухов Виктор сдал ЕГЭ по истории на 94 балла, а Маслокова Александра в 2012 году сдала обществознание на 88 баллов. По рейтингу школ нашего города по сдаче ЕГЭ в 2011 году школа заняла …???? место по обществознанию, 2 место по истории. Все выпускники, кто сдавал ЕГЭ, поступили в ВУЗы и успешно учатся. Это объективная оценка работы учителя. Приятно, когда есть обратная связь. В 2012 году Оргкомитет Московского государственного университета экономики, статистики и информатики прислал Благодарность коллективу школы за качественную подготовку по обществознанию Маслоковой Александры к Олимпиаде университета.
Это был пример ещё одного направления моей деятельности- работа с одарёнными детьми. Первая задача в этом направлении – выявить таких детей, а это происходит часто во время нетрадиционных урочных и внеурочных занятий. Вторая – создать ситуацию успеха. Мои ученики активно участвуют в школьных и муниципальных предметных олимпиадах:
— 2009 год. Муниципальная олимпиада по основам православной культуры. Постников Роман 10 класс. 1 место, Бондарь Ульяна 8 класс. 2 место
Есть успехи в Муниципальных олимпиадах по обществознанию
— 2009 год .Маслокова Александра 9 класс 1 место
— 2011 год. Маслокова Александра 11 класс 2 место
— 2012 год. Мостуненко Мария 7 класс. 3 место. Веселова Екатерина 8 класс. 5 место
Мои ученики являются членами школьного научного сообщества «ШАНС», активно участвуют в школьных, городских и республиканских конкурсах. Вот некоторые успехи за последние годы:
— городская научно- практическая конференция старшеклассников «Великая Отечественная война: взгляд их ХХIвека» Яркова Екатерина 2011 год — 1место, 2012 год – 2 место.
— Городская краеведческая конференция «Воркута- наш общий дом» Яркова Екатерина 2 место
— 5 лет ( все годы ) принимаем участие в городских Крещенских чтениях. Мои ученики были победителями в 2011 и 2012 годах.
— в 2012 году моя ученица Яркова Екатерина успешно выступила в Х Республиканской олимпиаде по школьному краеведению, победив в номинации «Краеведческое эссе». Считаю работу с одарёнными детьми очень важной для социализации школьников. « Создай ребёнку ситуацию успеха» — таков мой девиз. Буду эту работу продолжать и в дальнейшем.
Но учитель является не только учителем, но и воспитателем. Воспитание проходит в урочной и внеурочной деятельности. Это викторины, конкурсы презентаций, представление памятных событий, предметные декады. При изучении Великой Отечественной войны обязательно дети рассказывают о своих родных, тоже происходит и при знакомстве с историей Воркуты. А как ваши родные оказались в нашем городе. С кого начинается ваша семья в Воркуте? Регулярно провожу классные часы по этой теме. Знакомство с микрорайоном, с историей нашего заполярного города, экскурсии, памятные минуты у памятника жертвам политических репрессий на Шахтёрской Набережной- это мероприятия в рамках патриотического воспитания. Провожу факультативы по истории Республики коми и Воркуты.
Являюсь классным руководителем. В 2012 году я выпустила 9 класс. Класс был нелёгкий с точки зрения успеваемости и дисциплины, однако все выпускники закончили основную школу, сдали выпускные экзамены. 6 человек продолжают учиться в 10 классе, остальные поступили в средние специальные учебные заведения.
В этом году я являюсь классным руководителем 7 б класса. Для развития творческих способностей использую систему коллективных дел. Работает ученическое самоуправление. Организуем совместные праздники, участвуем в благотворительных мероприятиях. Детей, совершивших правонарушения и состоящих на учёте в классе нет. В целом воспитательная работа многоплановая и разносторонняя. Праздники, конкурсы, проекты дают возможность увидеть творческие способности детей, их наклонности. Ставлю задачу помогать детям с отличающимися способностями реализовать свой потенциал. Учащиеся моего класса приняли в этом году активное участие в школьных и муниципальных предметных олимпиадах. Есть 2 победителя и три призёра муниципальных олимпиад. Поддерживаю стремление учащихся развивать свои творческие способности. Дети занимаются спортом, музыкой, танцуют в школьном ансамбле. Занимаются компьютерной графикой.
Немаловажную роль отвожу связи с родителями. Большинство детей моего класса воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Все родители моего класса знают друг друга и общаются между собой, бывают в курсе классных дел. Родители позитивно настроены к школе. Откликаются на мои просьбы о помощи. Основной формой работы с родителями считаю индивидуальную беседу. Родители, в основном, все посещают собрания. Выбран родительский комитет. Моя задача на сегодняшний день – формирование дружного сплоченного коллектива.
Постоянно повышаю свой образовательный уровень, регулярно прохожу курсы повышения квалификации, делюсь своим опытом с коллегами.
Успехом своей деятельности считаю успехи своих учеников. Таков мой накопленный опыт. Многому ёще предстоит учиться. Продолжаю развивать свои знания педагогических технологий, способствующих качеству обучения, воспитания, а в итоге, способствующих подготовке к активной самостоятельной жизни.