Публичная презентация результатов педагогической деятельности Кудряшовой Татьяны Валерьевны, учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №23» г. Воркуты
В настоящее время невозможно осуществлять образовательный процесс без использования проектных и исследовательских технологий. Цель моей деятельности — создание на уроках русского языка и литературы условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость открытия, достижения своей цели, повышение мотивации к предмету.
Наиболее часто применяемые мной технологии: проектная, исследовательская, КСО, технология проблемного обучения. Все технологии предполагают активную роль обучающихся, которые в большей степени выступают в роли субъекта обучения, а не в роли пассивного объекта педагогического воздействия.
Проектная технология является частью технологии личностно — ориентированного обучения, над которой я работаю третий год. Проектная деятельность позволяет организовать работу в группах и индивидуально. Эффективность данной технологии напрямую зависит от системности использования, поэтому использование проектной технологии планомерно включаю во все классы обучения и во внеклассную работу. Активно применяю исследовательскую технологию как в урочное, так и во внеурочное время. Работа осуществляется индивидуально и в мини-группах. Лучшие исследовательские работы выдвигаются на муниципальный и республиканский уровень. Виды представления школьных проектов по русскому языку и литературе представлены в таблице.
Учебный год | Перечень работ | Участники |
2012 — 2013 | Составление мультимедийных презентаций о жизни и творчестве писателей и поэтов. | учащиеся 10б, 11а классов |
Составление кроссвордов, лексических диктантов (в рамках Дня русского языка и литературы и творческих конкурсов) |
учащиеся 8а, 9в, 10б, 11а классов | |
2013-2014 | Исследовательская работа «Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся» (работа представлена на муниципальном конкурсе исследовательских работ, а также на республиканском конкурсе «Молодые исследователи – РК») | учащаяся 10б класса |
Составление презентаций к урокам русского языка и литературы (еженедельно) | учащиеся 5б (ФГОС), 9а, 10б, 11б | |
Проекты по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | учащиеся 10б класса | |
Исследовательская работа «Происхождение фразеологизма» | учащиеся 6б класса | |
Исследовательская работа «Календарь (происхождение названий месяцев)» | учащиеся 6б класса | |
2014-2015 | Составление словариков устаревших слов, диалектизмов, профессиональных слов; | учащиеся 5б – 6б классов (ФГОС) |
Исследовательская работа «Происхождение моего имени (фамилии)» | учащиеся 6б класса | |
Мини-проект «Моя родословная» | учащиеся 5б класса | |
Составление презентаций по творчеству писателей и поэтов | учащиеся 10б, 11б классов | |
Составление презентаций «Обрядовые песни» | учащиеся 6б класса | |
Исследовательская работа «Несломленная вера: мученики ГУЛАГа» (работа представлена на городских «Крещенских чтениях») | учащаяся 11б класса | |
Исследовательская работа «sms как современный эпистолярный жанр» (работа представлена на XII региональной конференции «Интеграция») | учащаяся 11б класса |
Использование проектной и исследовательской технологий позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.
Современный ребенок – это ребенок, легко владеющий компьютером, активный участник виртуальных сетей. А современный педагог-это педагог, активно использующий все достоинства обучения с использованием интернет – ресурсов, педагог, создающий свои сайты, активно использующий сеть Интернет для взаимодействия со своими школьниками, идущий на несколько шагов впереди своего ученика и ведущий его за собой. Являюсь активным сторонником включения в урочную деятельность ИКТ.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
— повысить качество усвоения материала;
— построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
— осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
— наполнить уроки новым содержанием;
— формировать элементы информационной культуры.
У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера Mimio, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Интернет. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
— работа с программами MSOffice (Word, PowerPoint, MicrosoftPublisher);
— создание компьютерных презентаций;
— работа с ресурсами Интернет (ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http:// www.fcior.edu.ru; ЕК ЦОР http://school- collection.edu.ru и др.);
— использование готовых обучающих программ («КМ-Школа»), видеоуроков (видеолекций по литературе телеканала «Бибигон», использование видеоуроков сайта «Инфоурок», онлайн-тесты на «Решу ЕГЭ» и др.).
Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, размещенные в электронных пособиях виртуальной школы «Кирилл и Мефодий». Использую на уроках электронные пособия (CD-диски) к учебникам русского языка Т.А.Ладыженкской и литературы В.Я.Коровиной, данными пособиями пользуются также учащиеся при выполнении домашнего задания. Использование Интернет-ресурсов дает возможность совершать на уроках заочные экскурсии по музеям и выставочным залам, рассмотреть детально картину, послушать аудиотекст любого произведения. Часто включаю на уроках литературы видеолекции телеканала «Бибигон», рекомендую старшеклассникам прослушивать данные лекции при выполнении домашнего задания и подготовке к ЕГЭ по литературе и итоговому сочинению. По русскому языку из серии виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. Учащиеся 10-11 классов систематически проходят онлайн-тестирование на образовательном портале для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», «Незнайка», делают скриншот странички своих ответов и высылают мне по электронной почте свои результаты. На основе полученных данных отслеживаю систематичность выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку и литературе и выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Сама составляю тесты для текущего и итогового контроля.
Для практического использования информационных образовательных ресурсов использую как собственный сайт, так и образовательные сайты сети Интернет.
Использование современных образовательных технологий способствует, на мой взгляд, повышению «качества знаний» по русскому языку и литературе. За последние три года количество учащихся, успевающих на «4» и «5» по русскому языку и литературе, остается стабильно высоким. Успеваемость учащихся представлена в таблицах.
Успеваемость по русскому языку
Учебный год |
Класс |
Кол-во учащихся |
Обученность |
Качество знаний |
2012-2013 |
9 в |
24 |
100 % |
66,6 % |
10б |
17 |
100 % |
76 % |
|
11а |
23 |
100 % |
69,5 % |
|
2013-2014 |
10б |
25 |
100 % |
56 % |
11б |
17 |
100 % |
82,3 % |
|
5б |
26 |
100 % |
68 % |
|
2014-2015 |
10б |
15 (группа, изучающая русский язык на базовом уровне) |
100 % |
40 % |
11б |
23 |
100 % |
69,5 % |
|
6б |
23 |
100 % |
69,5 % |
Успеваемость по литературе
Учебный год |
Класс |
Кол-во учащихся |
Обученность |
Качество знаний |
2012-2013 |
9 в |
24 |
100 % |
96 % |
10б |
17 |
100 % |
94 % |
|
11а |
23 |
100 % |
83 % |
|
2013-2014 |
10б |
25 |
100 % |
72 % |
11б |
17 |
100 % |
100 % |
|
5б |
25 |
100 % |
92 % |
|
2014-2015 |
11б |
23 |
100 % |
82,6 % |
10б |
27 |
100 % |
70,4 % |
|
6б |
23 |
100 % |
95,6 % |
Анализ государственной итоговой аттестации учащихся по русскому языку и литературе подтверждает положительную динамику уровня обученности и качества знаний учащихся по предмету, средний балл по предмету стабильно высок.
Результаты ЕГЭ по русскому языку
Год |
Класс |
Средний балл |
||||
по классу |
по школе |
по городу |
по республике |
по России |
||
2011-2012 |
11 б (общеобр.) |
60,8 |
64,2 |
59,2 |
60,1 |
61,1 |
2012-2013 |
11 а (физмат) |
59 |
62 |
60,51 |
61,04 |
63,4 |
2013-2014 |
11 б (химико-биол.) |
61,88 |
62,46 |
59,06 |
61,59 |
62 |
2014-2015 |
11 б (ИУП) |
67,39 |
67,9 |
65,57 |
65,9 |
Растет количество выпускников, получивших на ЕГЭ по русскому языку высокий балл (свыше 80).
Год |
Класс |
Кол-во |
Кол-во обучающихся, набравших минимальный балл, свидетельствующий об освоении школьного курса по русскому языку |
Кол-во обучающихся, получивших на ЕГЭ высокий балл (свыше 80 баллов) |
2011-2012 |
11 б (общеобразоват.) |
20 |
20 |
0 |
2012-2013 |
11 а (физико-математический) |
23 |
23 |
0 |
2013-2014 |
11 б (химико-биологический) |
18 |
18 |
2 |
2014-2015 |
11 б (ИУП) |
24 |
24 |
4 |
Результаты ОГЭ по русскому языку
Год |
Класс |
Средний балл |
|||
по классу |
по школе |
по городу |
по республике |
||
2011-2012 |
9 а |
4,69 |
4,09 |
4,2 |
3,95 |
2012-2013 |
9 в |
4,8 |
4,1 |
4,21 |
3,9 |
2013-2014 |
9 а |
4,32 |
4,2 |
4,1 |
4,07 |
.
Год |
Класс |
Кол-во |
Кол-во обучающихся, получивших положительные отметки на ОГЭ |
Кол-во обучающихся, получивших на ОГЭ «отлично» |
2011-2012 |
9 а |
26 |
26 |
18 |
2012-2013 |
9 в |
20 |
20 |
16 |
2013-2014 |
9 а |
25 |
25 |
12 |
Данные таблиц свидетельствуют о высоком качестве знаний учащихся на государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Достижению высоких результатов способствует и внеурочная деятельность учащихся. Во внеурочное время во всех классах провожу факультативные или элективные курсы. Хорошо организованная и систематическая внеурочная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой, глубже раскрывать богатства русского языка и литературы, знакомить учащихся с такими фактами языка, явлениями литературы, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике, в практике анализа изучаемых произведений.
Внеклассную работу по русскому языку и литературе стараюсь проводить в разнообразных формах. Это викторины, турниры, конференции, исследовательские работы, работа над проектами, создание презентаций, просмотр и обсуждение фильмов.
В школе ежегодно проводится Неделя Науки и Творчества, в рамках которой каждому учебному предмету посвящается определенный день. Моим ученикам нравится принимать участие в мероприятиях в рамках этой Недели. В День русского языка и литературы учащиеся участвуют в конкурсах чтецов, творческих работ, олимпиадах, турнирах. Стало традицией проведение в этот день «Тотального диктанта», когда школьники могут проверить свою грамотность. С удовольствием учащиеся занимаются постановками небольших спектаклей, декламируют стихи известных поэтов и стихи собственного сочинения. В рамках данного проекта проводится научно-исследовательская конференция, на которой представляют свои исследовательские работы и мои учащиеся.
На уроках русского языка и литературы мною создаются условия для проявления школьниками сильных сторон их личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Использование на уроках и во внеурочное время не только общих, но и индивидуальных, дифференцированных, творческих заданий способствует развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и проявлению творческих способностей. Это позволяет ученикам занимать призовые места. В 2012 году мои ученицы Пашинская Дарья и Комарова Ольга завоевали 1 и 3 места соответственно в муниципальном туре олимпиады по русскому языку. Мои ученики ежегодно участвуют в муниципальном конкурсе «Мира не узнаешь, не зная края своего» — «Воркута – город на угле, город в Арктике» и занимают призовые места. Результаты участия в конкурсах, фестивалях конференциях представлены в таблице.
Учебный год |
Наименование мероприятия |
Уровень |
ФИ участника, тема работы |
Итоги участия |
2012-2013 |
Конкурс сочинений «Мира не узнаешь, не зная края своего» — «Воркута – город на угле, город в Арктике» |
городской |
Гасс Анастасия |
1 место
|
Муниципальный этап всероссийской олимпиады |
городской |
Пашинская Дарья Комарова Ольга |
1 место 3 место
|
|
«Молодежный филологический чемпионат» |
российский |
Кудряшова Мария |
4 место по городу |
|
2013-2014 |
Конкурс чтецов «Посвящение Воркуте» |
городской |
Косяков Александр |
3 место
|
Конференция «Исследуем и проектируем» |
городской |
Кудряшова Мария «Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся» |
2 место
|
|
Республиканский этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ |
региональный |
Кудряшова Мария «Виталий Зейбель: смерть и бессмертие» |
2 место
|
|
Дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок» |
российский |
Терентьева Полина Кудряшова Мария Кабылова Валерия |
1 место 1 место 2 место |
|
2014-2015 |
Конкурс чтецов «Живая классика» |
школьный |
Кочетова Ульяна Власова Анна |
2 место 3 место |
Конкурс авторских стихотворений «Мира не узнаешь, не зная края своего» — «Воркута – город |
городской |
Власова Анна Петрушов Сергей Будко Анастасия |
2 место 3 место 2 место
|
|
на угле, город в Арктике» Литературная викторина «Певец печали и любви» |
российский |
Байдюк Ирина Артемова Анна Ландик Алина Малиновский Иван Серазетдинова Р. Блиндюк Анастасия Борниченко Анастасия Тележкин Владислав Кочетова Ульяна Селин Евгений Кабылова Валерия |
1 место 2 место 2 место 2 место 2 место 2 место 2 место
3 место 3 место 3 место 2 место
|
|
Дистанционный блиц-турнир по русскому языку проекта «Новый урок» |
международный |
Решетникова Виктория |
1 место
|
|
Дистанционная олимпиада по русской литературе проекта «Инфоурок» |
Российский |
Решетникова Виктория |
победитель
|
|
Творческий конкурс «Рассударики» |
российский |
1 место |
Завершая своё выступление, хочу вспомнить слова Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». От себя добавлю: «В противном случае не помогут никакие новейшие технологии».