МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты
Воркута
  • Кудряшова Т.В.

    Публичная презентация результатов педагогической деятельности Кудряшовой Татьяны Валерьевны, учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №23» г. Воркуты

    В настоящее время невозможно осуществлять образовательный процесс без  использования проектных и исследовательских технологий. Цель моей деятельности — создание на уроках русского языка и литературы условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость открытия, достижения своей цели, повышение мотивации к предмету.

    Наиболее часто применяемые мной технологии: проектная,  исследовательская, КСО, технология проблемного обучения. Все технологии предполагают активную роль обучающихся, которые в большей степени выступают в роли субъекта обучения, а не в роли пассивного объекта педагогического воздействия.

    Проектная технология является частью технологии личностно — ориентированного обучения, над которой я работаю третий год. Проектная деятельность позволяет организовать работу в группах и индивидуально. Эффективность данной технологии напрямую зависит от системности использования, поэтому использование проектной технологии планомерно включаю во все классы обучения и во внеклассную работу. Активно применяю исследовательскую технологию как в урочное, так и во внеурочное время. Работа осуществляется индивидуально и в мини-группах.  Лучшие исследовательские работы  выдвигаются на муниципальный и республиканский уровень. Виды   представления школьных проектов по русскому языку и литературе представлены в таблице.

    Учебный год Перечень работ Участники
    2012 — 2013 Составление мультимедийных презентаций о жизни и творчестве писателей и поэтов. учащиеся 10б, 11а классов

    Составление кроссвордов, лексических диктантов (в рамках Дня русского языка и литературы и  творческих конкурсов)

    учащиеся 8а, 9в, 10б, 11а классов
    2013-2014 Исследовательская работа «Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся» (работа представлена на муниципальном конкурсе исследовательских работ, а также на республиканском конкурсе «Молодые исследователи – РК») учащаяся 10б класса
    Составление презентаций к урокам русского языка и литературы (еженедельно) учащиеся 5б (ФГОС), 9а, 10б, 11б
    Проекты по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» учащиеся 10б класса
    Исследовательская работа «Происхождение фразеологизма» учащиеся 6б класса
    Исследовательская работа «Календарь (происхождение названий месяцев)» учащиеся 6б класса
    2014-2015 Составление словариков устаревших слов, диалектизмов, профессиональных слов; учащиеся 5б – 6б классов (ФГОС)
    Исследовательская работа «Происхождение моего имени (фамилии)» учащиеся 6б класса
    Мини-проект «Моя родословная» учащиеся 5б класса
    Составление презентаций по творчеству писателей и поэтов учащиеся 10б, 11б классов
    Составление презентаций «Обрядовые песни» учащиеся 6б класса
    Исследовательская работа «Несломленная вера: мученики ГУЛАГа» (работа представлена на городских «Крещенских чтениях») учащаяся 11б класса
    Исследовательская работа «sms как современный эпистолярный жанр» (работа представлена на XII региональной конференции «Интеграция») учащаяся 11б класса

    Использование проектной и исследовательской технологий позволяет  формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.

    Современный ребенок – это ребенок, легко владеющий компьютером,  активный участник виртуальных сетей.  А современный педагог-это педагог, активно использующий все достоинства обучения с использованием интернет – ресурсов, педагог, создающий свои сайты, активно использующий  сеть Интернет для взаимодействия со своими школьниками, идущий на несколько шагов впереди своего ученика и ведущий его за собой. Являюсь активным сторонником  включения в урочную деятельность ИКТ.

    Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

    — повысить качество усвоения материала;

    — построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

    — осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

    — наполнить уроки новым содержанием;

    — формировать элементы информационной культуры.

    У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера Mimio, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Интернет. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

    — работа с программами MSOffice (Word,  PowerPoint, MicrosoftPublisher);

    — создание компьютерных презентаций;

    — работа с ресурсами Интернет (ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http:// www.fcior.edu.ru; ЕК ЦОР http://school- collection.edu.ru и др.);

    — использование готовых обучающих программ («КМ-Школа»), видеоуроков (видеолекций по литературе телеканала «Бибигон», использование видеоуроков сайта «Инфоурок», онлайн-тесты на «Решу ЕГЭ» и др.).

    Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, размещенные в электронных пособиях виртуальной школы «Кирилл и Мефодий». Использую на уроках электронные пособия (CD-диски) к учебникам русского языка Т.А.Ладыженкской и литературы В.Я.Коровиной, данными пособиями пользуются также учащиеся при выполнении домашнего задания. Использование Интернет-ресурсов дает возможность совершать на уроках заочные экскурсии по музеям и выставочным залам, рассмотреть детально картину, послушать аудиотекст любого произведения. Часто включаю на уроках литературы видеолекции телеканала «Бибигон», рекомендую старшеклассникам прослушивать данные лекции при выполнении домашнего задания и подготовке к ЕГЭ по литературе и итоговому сочинению. По русскому языку из серии виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. Учащиеся 10-11 классов систематически проходят онлайн-тестирование на образовательном портале для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», «Незнайка», делают скриншот странички своих ответов и высылают мне по электронной почте свои результаты. На основе полученных данных отслеживаю систематичность выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку и литературе и выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Сама составляю тесты для текущего и итогового контроля.

    Для практического использования информационных образовательных ресурсов использую как собственный сайт, так и образовательные сайты сети Интернет.

    Использование современных образовательных технологий способствует, на мой взгляд, повышению «качества знаний» по русскому языку и литературе. За последние три года количество учащихся, успевающих на «4» и «5» по русскому языку и литературе, остается стабильно высоким. Успеваемость учащихся представлена в таблицах.

    Успеваемость по русскому языку

    Учебный год

    Класс

    Кол-во учащихся

    Обученность

    Качество

    знаний

    2012-2013

    9 в

    24

    100 %

    66,6 %

    10б

    17

    100 %

    76 %

    11а

    23

    100 %

    69,5 %

    2013-2014

    10б

    25

    100 %

    56 %

    11б

    17

    100 %

    82,3 %

    26

    100 %

    68 %

    2014-2015

    10б

    15 (группа, изучающая русский язык на базовом уровне)

    100 %

    40 %

    11б

    23

    100 %

    69,5 %

    23

    100 %

    69,5 %

    Успеваемость по литературе

    Учебный год

    Класс

    Кол-во учащихся

    Обученность

    Качество

    знаний

    2012-2013

    9 в

    24

    100 %

    96 %

    10б

    17

    100 %

    94 %

    11а

    23

    100 %

    83 %

    2013-2014

    10б

    25

    100 %

    72 %

    11б

    17

    100 %

    100 %

    25

    100 %

    92 %

    2014-2015

    11б

    23

    100 %

    82,6 %

    10б

    27

    100 %

    70,4 %

    23

    100 %

    95,6 %

    Анализ государственной итоговой аттестации учащихся по русскому языку и литературе подтверждает положительную  динамику уровня обученности и качества знаний учащихся  по предмету, средний балл по предмету стабильно высок.

    Результаты ЕГЭ по русскому языку

    Год

    Класс

    Средний балл

    по

    классу

    по школе

    по городу

    по республике

    по России

    2011-2012

    11 б

    (общеобр.)

     

    60,8

    64,2

    59,2

    60,1

    61,1

    2012-2013

    11 а

    (физмат)

     

    59

    62

    60,51

    61,04

    63,4

    2013-2014

    11 б

    (химико-биол.)

     

    61,88

    62,46

    59,06

     

    61,59

    62

    2014-2015

    11 б

    (ИУП)

    67,39

    67,9

    65,57

    65,9

    Растет количество выпускников, получивших на ЕГЭ по русскому языку высокий балл (свыше 80).

    Год

    Класс

    Кол-во

    Кол-во обучающихся, набравших минимальный балл, свидетельствующий об освоении школьного курса по русскому языку

    Кол-во обучающихся, получивших на ЕГЭ высокий балл (свыше 80 баллов)

    2011-2012

    11 б

    (общеобразоват.)

    20

    20

    0

    2012-2013

    11 а

    (физико-математический)

    23

    23

    0

    2013-2014

    11 б

    (химико-биологический)

    18

    18

    2

    2014-2015

    11 б

    (ИУП)

    24

    24

    4

     

    Результаты ОГЭ по русскому языку

    Год

    Класс

    Средний балл

    по

    классу

    по школе

    по городу

    по республике

    2011-2012

    9 а

    4,69

    4,09

    4,2

    3,95

    2012-2013

    9 в

    4,8

    4,1

    4,21

    3,9

    2013-2014

    9 а

    4,32

    4,2

    4,1

    4,07

    .

    Год

    Класс

    Кол-во

    Кол-во обучающихся,  получивших положительные отметки на ОГЭ

    Кол-во обучающихся, получивших на ОГЭ «отлично»

    2011-2012

    9 а

    26

    26

    18

    2012-2013

    9 в

    20

    20

    16

    2013-2014

    9 а

    25

    25

    12

    Данные таблиц свидетельствуют о высоком качестве знаний учащихся на государственной итоговой аттестации по русскому языку.

    Достижению высоких результатов способствует и внеурочная деятельность учащихся. Во внеурочное время во всех классах провожу факультативные или элективные курсы. Хорошо организованная и систематическая внеурочная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой, глубже раскрывать богатства русского языка и литературы, знакомить учащихся с такими фактами языка, явлениями литературы, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике, в практике анализа изучаемых произведений.

    Внеклассную работу по русскому языку и литературе стараюсь проводить в разнообразных формах. Это викторины, турниры, конференции, исследовательские работы, работа над проектами, создание презентаций, просмотр и обсуждение фильмов.

    В школе ежегодно проводится Неделя Науки и Творчества, в рамках которой каждому учебному предмету посвящается определенный день. Моим ученикам нравится принимать участие в мероприятиях в рамках этой Недели. В День русского языка и литературы учащиеся участвуют в конкурсах чтецов, творческих работ, олимпиадах, турнирах. Стало традицией проведение в этот день «Тотального диктанта», когда школьники могут проверить свою грамотность. С удовольствием учащиеся занимаются постановками небольших спектаклей, декламируют стихи известных поэтов и стихи собственного сочинения. В рамках данного проекта проводится научно-исследовательская конференция, на которой представляют свои исследовательские работы и мои учащиеся.

    На уроках русского языка и литературы мною создаются условия для проявления школьниками сильных сторон их личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Использование на уроках и во внеурочное время не только общих, но и индивидуальных, дифференцированных, творческих заданий способствует развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и проявлению творческих способностей. Это позволяет ученикам занимать призовые места.  В 2012 году мои ученицы Пашинская Дарья и Комарова Ольга завоевали 1 и 3 места соответственно в муниципальном туре олимпиады по русскому языку. Мои ученики ежегодно участвуют в муниципальном конкурсе «Мира не узнаешь, не зная края своего» — «Воркута – город на угле, город в Арктике» и занимают призовые места. Результаты участия в конкурсах, фестивалях конференциях представлены в таблице.

    Учебный год

    Наименование мероприятия

    Уровень

    ФИ участника, тема работы

    Итоги участия

    2012-2013

    Конкурс сочинений «Мира не узнаешь, не зная края своего» — «Воркута – город на угле, город в Арктике»

    городской

    Гасс Анастасия

    1 место

     

     

     

    Муниципальный этап всероссийской олимпиады

    городской

    Пашинская Дарья

    Комарова Ольга

    1 место

    3 место

     

    «Молодежный филологический чемпионат»

    российский

    Кудряшова Мария

    4 место по городу

    2013-2014

    Конкурс чтецов «Посвящение Воркуте»

    городской

    Косяков Александр

    3 место

     

    Конференция «Исследуем и проектируем»

    городской

    Кудряшова Мария

    «Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся»

    2 место

     

     

     

     

     

    Республиканский этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ

    региональный

    Кудряшова Мария

    «Виталий Зейбель: смерть и бессмертие»

    2 место

     

     

     

     

    Дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

    российский

    Терентьева Полина

    Кудряшова Мария

    Кабылова Валерия

    1 место

    1 место

    2 место

    2014-2015

    Конкурс чтецов «Живая классика»

    школьный

    Кочетова Ульяна

    Власова Анна

    2 место

    3 место

    Конкурс авторских стихотворений «Мира не узнаешь, не зная края своего» — «Воркута – город

    городской

    Власова Анна

    Петрушов Сергей

    Будко Анастасия

    2 место

    3 место

    2 место

     

     на угле, город в Арктике»

    Литературная викторина «Певец печали и любви»

    российский

    Байдюк Ирина

    Артемова Анна

    Ландик Алина

    Малиновский Иван

    Серазетдинова Р.

    Блиндюк Анастасия

    Борниченко Анастасия

    Тележкин Владислав

    Кочетова Ульяна

    Селин Евгений

    Кабылова Валерия

    1 место

    2 место

    2 место

    2 место

    2 место

    2 место

    2 место

     

    3 место

    3 место

    3 место

    2 место

     

    Дистанционный блиц-турнир по русскому языку проекта «Новый урок»

    международный

    Решетникова Виктория

    1 место

     

     

    Дистанционная олимпиада по русской литературе проекта «Инфоурок»

    Российский

    Решетникова Виктория

    победитель

     

     

    Творческий конкурс «Рассударики»

    российский

    1 место

    Завершая своё выступление, хочу вспомнить слова Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». От себя добавлю: «В противном случае не помогут никакие новейшие технологии».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie