МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты
Воркута
  • Лекомцева Н.П. (2012)

    Публичная презентация результатов педагогической деятельности Н. П. Лекомцевой, учителя химии МОУ № СОШ № 23» г. Воркуты в рамках Республиканского конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2012 году «Урок химии как инструмент формирования всесторонней развитой личности»

    Есть высшая награда – благодарность,

    Души неиссякаемый полет.

    Она, как неотъемлемая данность,

    Всегда со мною дышит и живет.

    И ты, награду эту получая,

    Не прекословишь, не кривишь душой,

    Дарителю лишь тем же отвечаешь:

    Своею благодарностью большой.

    Е.М.Прокопович, учитель русского зыка.

    Педагогическая деятельность — это неразрывный процесс обучения и воспитания. И только при единстве обучения и воспитания может помочь многогранному развитию личности школьника, а в дальнейшем успешной адаптации обучающихся в социуме.

    Отходя от понимания того, что обучение это процесс передачи знаний от учителя к школьникам и понимая  важность всестороннего развития личности, задаешь себе вопрос: «Каким должен быть урок?».

    «Устами младенца – глаголет истина». Мои ученики не младенцы, но они могут говорить истину. «Спасибо Вам за то, что Вы научили нас думать»,- сказала мне одна из моих выпускниц. Именно эти слова заставили проанализировать свою деятельность, обратить внимание на особенности преподавания. Я не отрицаю важность заучивания, но понимаю, что все выучить невозможно, а иногда и нецелесообразно это требовать. Вместо этого пришло понимание, что нужно создавать такие ситуации, когда ребенок овладеет самым главным — сам научится получать необходимую ему информацию, сформированные способности её поиска и переработки.

    Дети ставят перед нами задачи и сами могут дать на них ответ. Обучающимся было предложена анкета, для изучения их мнения о том, как должен быть построен интересны для них урок:

    1. Как ты легче понимаешь информацию?

    Когда мне объясняет учитель – 45%

    Когда мне объясняет одноклассник, который понял тему – 45%

    Когда в процессе объяснения я делаю сам подобные задания- 20%

    Когда объяснят индивидуально – 35%

    1. Какие уроки тебе больше нравятся?

    Где большая часть урока – это объяснение учителя- 15%

    Где большая часть урока – это решение различного рода поисковых задач – 75% Где урок содержит объяснение учителя и решении поисковых задач – 45%

    Полученные ответы наглядно говорят о том, что обучающиеся любят общаться, им нравится в этом общении находить истину. Дети любят совместно решать поисковые задачи.

    Зная, что в большей степени интересно детям выбирать путь. А именно, определять тех технологии, которые, обеспечат высокую эффективность учебной деятельности, через организацию общения между детьми. Среди множества технологий мною была выделена: «Обучение в сотрудничестве». Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его проектного метода.

    Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а следовательно, педагогична. Для понимания идеи этого метода, нужно рассмотреть понимание «ошибки». Рассматривая «ошибку» как неверное действие или утверждение. Применительно к учебным действиям – это неверное выполнение учебных заданий, мы констатируем факт наличия ошибки. При этом не делаем попыток оказать помощь в коррекции знаний, в устранении причин непонимания.  Рассматривая «ошибку» как ориентир оказания помощи ребенку в исправлении этой ошибки, мы планируем помощь, которую можем оказать ребенку для всестороннего понимания изученного.

    На уроке оказать помощь каждому конкретному школьнику сложно. Эта проблема разрешима за счет того, что дети могут оказывать помощь друг другу, при этом получая опыт совместного поиска решений трудных ситуаций. Таким образом, можно создать ситуации, которые еще и развивают личностные характеристики детей, создают условия для приобретения метапредметных умений. Можно учиться в коллективе, где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» ритмичное продвижение к всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не удается, это становится только его проблемой.

    А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше.

    Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

    Моё педагогическое кредо – учимся вместе, помогая друг другу, общаясь друг с другом, развиваясь, рука об руку. При этом обучение в данной идее обеспечивает не только развитие обучающихся, но и самого учителя. Воспитанники тоже обучают своего педагога, подталкивая его к овладению новыми педагогическими технологиями,  заставляя искать новые формы работы.

    В основе обучения согласно идее «Обучение в содействие» лежат три метода:

    1. «обучение в команде»
    2. «пила»
    3. «учимся вместе»

    Обучение в команде

    Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемным вопросом, подлежащими изучению.

    Таким образом, задача каждого обучающегося состоит, чтобы познать что-то вместе. В процессе этого познания каждый, участник команды должен овладеть необходимыми знаниями, сформировать нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы.

    «Обучение в команде» сводится к трем основным принципам:

    1. «награды» – награду получает команда одну на всех участников команды (группы) Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее достижение, важно понять роль каждого в продвижении к общей цели и оценить успех всех.
    2. «индивидуальная» (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
    3. равные возможности для достижения успеха означают, что каждый обучающийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды.

    Именно эти принципы делают данное обучение привлекательным. Ребенок подталкивается к развитию, так как он получает положительную оценку его желаниям  устремлениям к получению знаний

    Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех обучающихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

    «Работа в группах, кроме всего прочего», — говорит одна из учениц, — «позволяет мне научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни».

    Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения обучающихся друг с другом, обучающихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения обучающиеся поочередно выполняют разные социальные роли — лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Обучающиеся развивают в себе коммуникативные качества, умение отстаивать свою точку зрения, публично выступать, а именно эти умения им необходимы в будущем.

    Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль — роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь воспитанникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

    При таком подходе к обучению материала одного учебника и объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно. Уже в начальной школе ученики обращаются к дополнительным источникам знаний, к справочной литературе. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности.

    Пила

    Другой подход в организации был разработан в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила».

    Обучающиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).

    1. Каждый член группы находит материал по своей части.
    2. Затем обучающиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
    3. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
    4. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

    Так как единственный путь полностью освоить материал всех фрагментов — это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Обучающиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

    Учимся вместе Learning Together

    Метод «учимся вместе» разработан в университете штата Миннесота в 1987 году. Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

    Основные принципы:

    1. награды — всей команде
    2. индивидуальный подход
    3. равные возможности — работают и здесь.

    Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

    Внутри группы обучающиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для:

    1. выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание)
    2. отслеживания
    3. мониторинга
    4. активности каждого члена группы в решении общей задачи
    5. культуры общения внутри группы.

    Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами обучающихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

    Введение этой технологии в свою практику, начала через:

    1. Проверку домашнего задания на уроках:
    2. Промежуточный контроль усвоение нового материала
    3. Затем начала вводить данные приемы и методы обучения в изучение нового материала.

    Можно выделить три отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах:

    1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
    2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
    3. Общая оценка работы группы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса «как» ученики работали, помогая друг другу; они

    Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:

    1. помогите ученикам осознать зачем нужно то или иное умение, навык;
    2. помогите обучающимся понять из чего это умение/навык состоит;
    3. организуйте практику;
    4. убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком/умением;
    5. стимулируйте обучающихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;
    6. создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
    7. стимулируйте подобную практику до тех пор, пока обучающиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

    Урок по технологии «Обучение в сотрудничестве»

    Начинать вводить данный метод в практику необходимо с выбора класса, который в большей степени готов к межличностному общению. Так как химия начинают изучать с восьмого класса, поэтому в большей степени дети готовы к общению и оно желаемо для них.

    Можно предложить условно четыре шага в подготовке, планировании Вашего первого урока с использованием технологий сотрудничества.

    ШАГ 1

    Выберите тему урока, которая может быть обучающимися  понята при минимальном вашем участии. Определитесь с учебно-воспитательной задачей урока. Ученики также должны полностью осознавать поставленную вами задачу.

    ШАГ 2

    Далее определите объем материала, который обучающиеся смогут выполнить в малых группах, за отведенное на одном уроке для этого время. При этом необходимо учесть, что важно организовать процесс обучения совместному выполнению задания.

    ШАГ 3

    Теперь нам необходимо определить, что же должно предшествовать работе обучающихся в сотрудничестве? Что должно следовать за этой работой? Не следует забывать, что работа в сотрудничестве — лишь компонент урока и компонент системы обучения, в которой есть место и другим видам работы, методам и средствам.

    Поэтому, определившись предварительно со временем, которое необходимо на успешное завершение задания в сотрудничестве, пора переходить к планированию всего урока.

    ШАГ 4

    Определитесь с элементом поощрения, который Вы используете на уроке.

    Этапы урока:

    1. постановка учебно-воспитательных задач урока; определение целей работы
    2. обучение взаимодействию в группах; распределение ролей между участниками группы по достижению общей цели; выполнение учебных заданий
    3. анализ группового выполнения учебных заданий, рефлексия успешности каждого участника группы; анализ участия каждого
    4. поощрение участников групповой работы.

    Важно, чтобы обучающиеся на каждом уроке четко понимали, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться учителем. Это также должно быть четко прописано на доске.

    Общение это та деятельность, которая как никакая необходима в дальнейшей жизни, поэтому уча общению — мы учим детей учиться, развиваем личность обучающегося, учим быть  успешным в социуме, то есть обеспечивает высокий уровень социализации выпускников в дальнейшем. Через общение происходит всех компетенций обучающихся значимых для дальнейшей успешной жизни.

    Построение уроков на основе «Обучения в содействии» помогает создавать условия для эффективного процесса обучения, достижения высоких показателей успеваемости и качества знаний обучающихся:

    Успеваемость  обучающихся за последние три года

    класс учебный год
    2009-2010 2010-2011 первое полугодие 2011-2012 учебного года
    8 100% 100%
    9 100% 100%
    10 100% 100% 100%
    11 100% 100% 100%

    Качество знаний обучающихся за последние три года

    8- е классы

    Учебный год 2010-2011 2011-2012
    четверть вторая третья четвертая первая вторая третья
    химия качество по классу химия качество по классу химия качество по классу химия качество по классу химия качество по классу химия качество по классу
    Качество знаний 48 24 52 28 64 29 37 13 33 6,7 33 13
    46 32 52 23 55 30 67 38 55 36 65 35
    81 41 77 63 77 48
    63 27 46 27 50 23

    9-е классы

    Учебный год 2010-2011 2011-2012
    четверть вторая третья четвертая первая вторая третья
    химия качество по классу химия качество по классу химия качество по классу химия качество по классу химия качество по классу химия качество по классу
    Качество знаний 9 а 71 38 80 40 75 55 53 27 45 25 57 36
    9 б 83 25 83 21 79 33 37 15 33 15 52 17
    9 в 18 5,9 18 12 18 12
    9 г 47 11,8 47 0 44 6

    10 и 11 общеобразовательные классы

    Учебный год 2010-2011 2011-2012
    первое полугодие за год первое полугодие
    химия качество знаний по классу химия качество знаний по классу химия качество знаний по классу
    Качество знаний 10 б 80 47 86 53 77 45
    11б 68 38 75 37 82 50

    Можно отметить положительную динамику изменения показателя качества знаний обучающихся по мере овладения учебной дисциплиной. На представленной ниже диаграмме приведен процент качества знаний обучающихся профильного «Воркутауголь – класса» за последние три выпуска, в которых преподавание химии Натальей Петровной осуществлялось в течение двух лет в сравнение с качеством знаний по итогам обучения на второй ступени:

    Увеличивается процент обучающихся принимающих участие в  предметных олимпиадах:

    Удается поддерживать интерес обучающихся на высоком уровне. Так по результатам анкетирования химии выделяет как интересный предмет:

    Следует отметить эффективность внеурочной деятельности, которую можно проследить по увеличению процента обучающихся, участвующих в школьных внеклассных мероприятиях

    Обучающиеся являются победителями и призерами в конкурсах и конференциях школьных практических конференций. Дети с желанием участвуют в создании проектных работы:

    Желание обобщать свой опыт реализую через активное участие в конкурсах профессионального мастерства:

    — конкурс «Школа 2009», 2009 год;

    — конкурс мастер-классов открытых уроков, 2010 год;

    — конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2012», 2012 год.

    За высокие результаты в воспитании и обучении была отмечена грамотами:

    1. МОУ «СОШ №23» г. Воркуты
    2. Управления образования администрации муниципального образования городского округа «Воркута»
    3. Администрации муниципального образования городского округа «Воркута».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie